Умельцев, которые в древности обладали железом, или, иными словами, могли в кузнечной мастерской сделать из него что угодно, считали знакомыми с тайнами алхимиков, умеющими держать контроль над мистическим миром. Кузнечное дело казалось людям таинственным, а про кузнецов существует много легенд. Славяне считали, что Сварог покровительствует мастерству кузнечного дела, и авторам тайного искусства дает не только право обладать железом, но и исцелять людские недуги.
Возможно, доля чуда и присутствовала в кузнечном деле. Ведь процессу ковки из железа тогда не сопутствовали ни передовые технологии, ни соответствующее оборудование. Мастер на глаз, по цвету раскаленного металла определял: до нужной ли степени нагрет метал, а также последующие этапы работы с ним - закалки, сварки.
В России кузнечное дело обрело размах в 15 – 17 веках. Особенно прославились Московские и Новгородские корпорации кузнецов. В столице до сих пор в память тех исторических событий есть Кузнецкий мост.
Из железа ковали от оружия до предметов утвари и разных видов украшений для интерьера и экстерьера. Великолепные подсвечники, холодное оружие и украшения для перил, балконов, фурнитуру для сундуков и дверей, решетки и замки. Современность вернула былую популярность кузнечному делу, обогатив его возможностями инновационных технологий и вековым опытом предшественников.
Мы прекрасно понимаем теперь, что художественная ковка - это не обладание сверхъестественными знаниями мистических книг. И все же – сам процесс до сих пор завораживает зрителя, присутствующего при рождении очередного шедевра из-под рук мастера.
Предполагают, что именно так раньше славяне и называли кузнецов. Сварожич – это человек, связанный с огнем. В славянской мифологии с огнем связан также и великий грозный Перун. Малышам, указывая на кузнеца, запросто говорили – это грозный Перун. Кузнечное дело представляло собой всегда трудоемкий процесс. Творческую задумку мастера может воплотить в реальность только сам автор. Поэтому образ кузнеца во все времена суров и грозен, что, видимо, и вызывало внешние ассоциации с грозным Перуном.
Душой кузнечной мастерской всегда считалась печь с горном, который соединялся через сопло с мехами и «придавал жару» огню в печи. В народе говорят: «Раздулся как кузнечные меха», имея в виду слишком гонористых и амбициозных земляков.
Время неотрывно движется вперед, набирая обороты в новых направлениях прикладного искусства, принося опыт культур других народов. Но красота и уникальность художественной ковки всегда будет востребована человеком в различных сферах его жизнедеятельности.